12 августа Армянская Апостольская Церковь праздновала Успение Пресвятой Богородицы - один самых главных праздников, отмечаемых начиная с пятого века.
Армяне Волгограда, по традиции собрались под сенью единственной национальной обители в нашей области – Церкви «Сурб Геворг».
Несмотря на знойный летний день, церковь была полна многочисленными верующими, пришедшими вместе со своими семьями.
Ликование детей, держащих в ладошках лучезарные гроздья винограда, предвещало, что в этот день после Святой Литургии будет совершён обряд благословления винограда, который отнюдь не совмещён с этим праздником. Благословление винограда, созревающего в данную пору, всего лишь приурочено к Успению.

Духовный пастырь армян Волгограда священник Малахия Оганян совершил Святую Литургию, в процессе которой в своей проповеди он представил житие Пресвятой Богоматери согласно Четьям-Минеям.
Верующие внимательно вслушивались в каждое слово, произносимое Отцом Малахией и пережили момент духовного ликования, услышав наряду с историей Успения Богородицы упоминание о предании её нерукотворного образа, который соотносится с христианизацией Армении. По свидетельству отца армянской историографии Мовсеса Хоренаци, апостол Варфоломей принёс этот образ в Армению и установил в местечке Дарбноц Андзевской области, где впоследствии построили монастырь и основали пустынь. Тер Айр обратил внимание присутствующих на святую картину-образ апостола, размещённую на стене нашей церкви, где Св. Варфоломей держит в руке тот самый нерукотворный образ Богоматери.
Отец Малахия отметил, что в этот день во всех Армянских церквях по всёму миру празднуют Успение Богородицы, светят виноград и преподносят матах. По-особенному торжественно празднуют в Армении, в Церкви Святой Марии Богородицы, расположенной на возвышенности микрорайона Норк-Мараш армянской столицы. Батюшка рассказал, что в этот день туда съезжаются со всех уголков Армении многочисленные верующие, и от центральной дорожной магистрали вереница паломников с корзинами винограда направляется к храму, где на прилегающей территории разбиваются множество шатров, а люди готовят матах и преподносят друг другу, в знак радости чувств незримого присутствия самой Богородицы.
Сразу после обряда освящения винограда верующие под пение «Аллилуйя» во главе с Тер Айром приняли участие в сине освящения четырёх сторон света - андастан.
Предпочтение винограда как благословляемого плода соотносится с Христом, сравнившим Себя с виноградной лозой. Кроме того, виноград был тем плодом, который в виде вина на тайной вечере послужил Сыну Божьему в качестве символа Его крови.
Благословение винограда - это и часть традиции, которая уходит корнями в далёкую древность, и олицетворяет выражение благодарности Творцу за дарованные людям земные блага. Традиция связана и с праздником Навасарда (армянский новый год), что символизировало начало сбора первого урожая, который всегда приносился в храм.

С детства помню, что в моей семье было принято считать - виноград можно было есть только после освящения урожая в Праздник Успения Пресвятой Богородицы. Мои предки из освящённого винограда делали вино, которым угощали особых дорогих гостей и немного хранили до следующего праздника Успения.
Наш народ питает особое отношение к празднику Успения Пресвятой Богородицы. Ещё долго до полудня прихожане, собравшись во дворе нашей церкви, поздравляли друг друга с праздником, и, встречая запоздалых пришедших на праздник, протягивали им в дар уже освящённые грозди винограда.
На следующий после праздника день, Отец Малахия провёл поминальную Литургию по усопшим (мерелоц).

system-readmore