Беседа с духовным пастырем армян Волгограда Отцом Малакия.


- Преподобный Отче, разъясните пожалуйста, почему армян называли монофизитами? До сих пор мы встречаем это определение от некоторых представителей других церквей.
- Это было вековое непонимание. Армянская Церковь не является монофизитской. Доказательством этого служат наши литургические тексты, в которых мы предаём анафеме Евтихия (монофизитство) и Нестория, и их учения. Наша Церковь осталась верна учению Св. Кирилла Александрийского: "одной природы Бога, Воплощенного Логоса".

В V веке в Византийской империи распространялось монофизитство. В противоположность учению Нестория, монофизиты, используя некоторые утверждения Св. Кирилла Александрийского (которые он, впрочем, сам смягчил), придавали такое большое значение Божественной природы Христа, что по их словам, Его человечность терялось в Его Божественности, "как капля меда в океане". Поборник этой идеи архимандрит Евтихий пользовался поддержкой патриарха Александрийского Диоскора и оказывал сильное влияние на императора Феодосия II, который в 449 году созвал в Эфесе новый собор. Этот собор, прошедший в обстановке насилия, злоупотреблений властью и угроз, войдет в историю как "разбойничий" и впоследствии будет отвергнут всеми Церквами. Поэтому новый собор, созванный в 451 году в Халкидоне, вблизи Константинополя, проходит в обстановке крайней напряжённости.
Византийская и Римская империи пытались армян назвать монофизитами и навязать свою формулировку природы Христа. Это была политическая игра по религиозным соображениям, желанием Византии полностью присоединить западную часть Армении к Империи и ассимилировать её народ. В этих условиях верность своей Церкви стала средством самосохранения армянского народа.
В XIX веке вероучение нехалкидонских Церквей и, в частности, Армянской Церкви, исследовали такие православные ученые как В.Болотов и И.Троцкий. А помимо католических богословов этим занимался выдающийся протестантский историк ранней церкви А.фон Гарнак. Все они пришли к выводу, что Христология Армянской Церкви не имеет ничего общего с монофизитской ересью Евтихия. А митрополит Хиосский Григорий в своём трактате "О мерах к достижению единения армянской и православно-католической церкви" выступил с утверждением, что учение Армянской Церкви о естествах Иисуса Христа полностью соответствует православному пониманию. Армянская Апостольская Святая Церковь относится к древним восточным православным церквям. В 1964г. в городе Орхусе (Дания) начался диалог между богословами православных и древневосточных церквей, который продолжается и поныне. В процессе обсуждения стороны уже пришли к выводу, что Православные Церкви не являются диофизитскими, а Древневосточные, в том числе Армянская Церковь, не являются монофизитской.

- Почему Армянскую Церковь называли Григорианской ?
 Название "Григорианская" появилось позднее. Во второй половине XIX века, когда Восточная Армения была присоединена к Российской империи, в 1836 году императорская канцелярия и Русская Православная Церковь разработали документ (Положение), согласно которого Армянская Апостольская Святая Церковь стала называться "Григорианской", в честь Григория Просветителя (Лусаворича), первого католикоса-патриарха и крестителя Армении. Название "Григорианская" (Лусаворчакан) сократило христианскую историю Армении на 300 лет, но такое название со временем вышло из употребления. Основателями Армянской Церкви являются Святые апостолы Христа - Фаддей и Варфоломей, проповедовавшие христианство в Армении ещё в первом веке, и по имени апостолов Армянская Церковь называется - Апостольская.


Беседу вела редактор газеты "Лусаворич" Гаянэ КОЧАРЯН