"Я отнюдь не намерен хвалиться ,разве
только крестом нашего Господа Иисуса Христа"(Гал. 6:14)


Крестное знамение является одним из древних и священных обрядовых форм выражения Вселенской Святой Церкви. Это священное действие идет из глубины веков и присуще всем древним Церквам. В древности крест, особенно в период Римской империи являлся орудием позорной смерти, проклятия, поношения и мучения. В то время на крестную смерть осуждались самые тяжелые преступники и разбойники. Однако, распятием Христа крестное древо преобразилось Христом и стало для христиан знамением веры, надежды, любви и победы. Как говорит Св. Григор Татеваци: "Силой Креста является Христос, Который соединен и распят на Нем (Кресте). Крест для нас является святыней, спасением, справедливостью и мудростью".

Сегодня многие сектанты обвиняют Святую Церковь Христа в поклонении и почитании креста, говоря: "Ведь Христос был распят на кресте, следовательно является грехом поклонение орудию смерти Христа, ибо каждый раз совершая крестное знамение, заново распинаете Христа". Однако, это мнение является следствием несовершенного знания Священного Писания, учения Святых Отцов и Церкви - основанием которой является Сам Спаситель Иисус Христос.
О Кресте и о спасении Крестом Господним Апостол Павел говорит: "Я отнюдь не намерен хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа" (Гал.6:14). Таким образом, Апостол четко и уверенно утверждает о спасительной силе святого Креста. А в первом послании к Коринфянам Павел говорит: "Ибо слово о кресте для погибающих - неразумность, а для нас, спасаемых - сила Божья" (1Кор.1:18). Иисус Христос умер на Кресте. Крест - орудие искупления, стал вместе со смертью, страданием и кровью одним из основных символов, говорящих о нашем спасении.
Крест - является исполнением воли Отца и знак Славы, сначала для Самого Христа, а потом и для христиан. "Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие" (1Кор.1:23). Так Павел выражает непосредственную реакцию своего времени на возможность искупления через смерть на кресте. Ни сам Иисус, ни Его ученики после Него не пытались затушевать этого соблазна, ибо ему давала смысл некая сокровенная тайна. До Пасхи Иисус утверждал его необходимость для исполнения (послушания) воли Отца (Мф.16:21 п).
Павел принял от первоначального предания, что "Христос умер за грехи наши, по Писанию" (1Кор.15:3). Это данное традиции служит отправной точкой его богословского размышления: признавая в Кресте подлинную мудрость, он "рассудил знать" только Христа распятого (1Кор.2:2).
Согласно Иоанну, Крест не просто страдание и унижение, обретающее в конце концов смысл через замысел Божий и его спасительные последствия. Он уже - предвосхищение славы Божьей. Предшествующее предание, говоря о нем, всегда указывало затем на прославление Иисуса. По мысли Иоанна уже в самой крестной смерти Иисус торжествует. В повествовании Иоанна о Страстях мы видим Иисуса, величественно грядущего навстречу Своему Кресту. Он восходит на него, торжествуя, ибо на нем основывает Церковь, "даруя Духа" (19:30) и давая истечь из Своих ребер крови и воде (19:34). Отныне надлежит "взирать на Того, Которого пронзили" (19:37), ибо вера обращается к Распятому, чей Крест есть живое знамение спасения. В том же смысле можно рассматривать в Откр. Иоанна "древо" спасения и "древо" креста как "древо жизни" (22:2,14). Крест Христов, который, согласно Павлу, разделяет домостроительство Закона от домостроительства веры, становится в сердце христианина рубежом между двумя мирами: миром плоти и миром духа. Только в нем - оправдание христианина, только в нем - его мудрость. Человек обращается лишь потому, что перед его глазами предначертан Иисус Христос распятый (Гал.3:1). Поэтому Апостол возлагает упование только на силу Христа, иначе бы он оказался "врагом Креста Христова" (Флп.3:18).
В повседневной жизни христианин "ветхий человек был распят" (Рим.6:6), полностью освобожден от греха. Все его мировоззрение изменилось под влиянием мудрости Креста. (1Кор.2). Силою этой мудрости он становится, по примеру Иисуса, смиренным и "послушным даже до смерти, смерти же крестной" (Флп. 2:1-8). Он должен обычно устремлять взоры на образ Христа, Который "грехи наши вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от греха жили для правды" (1Петр.2:21 -24).
Крест стал знаком спасения, и осенять себя крестом значит защититься от бесовских нападок. "Если усердно перекрестился, тогда не один бес не сможет приблизиться к тебе, потому что увидит тот меч который смертельно пронзил (Христа), и то оружие (крест) которым Христос сокрушил всю их власть (сатаны) и разбил голову змею(сатане)". Св.Иоанн Златоуст.

Духовный пастырь армян Волгограда
священник Малахия ОГАНЯН