Армянскую Апостольскую Святую Церковь на протяжении уже как долгих столетий обвиняют в монофизитстве, т.е. считают Ее последователями ереси Евтихия, который вооружаясь против ереси Нестория, впал в противоположную крайность. Он совершенно сливал во Христе две природы так, что признавал в Нем не только одно Лицо, но и одну природу, от чего последователи этого еретика и назывались монофизитами. Евтихий говорил: "После воплощения Бога Слова, я покланяюсь одному естеству, естеству Бога…", т.е. для него человеческая природа во Христе была поглощена Божественной, а потому во Христе явилось и жило на земле собственно Слово под видом только плоти, и Само Божество Слова страдало, было погребено и воскресло… Именно это заблуждение и приписывают Армянской Церкви, что есть большая ложь и является тяжелым грехом.

Отметим, что наряду с Несторием, Армянская Церковь предает анафеме и Евтихия с его заблуждением, ибо мы твёрдо следуя учению Свв. православных отцов Первых Трёх Вселенских Соборов, безуклонно и неподвижно храним единство Христа Господа Бога нашего, исповедуя - "Едина природа воплощенного Слова Бога", по учению Св. Кирилла Александрийского и православных отцов наших.
Армянская Церковь, как и другие Восточные Церкви, оставаясь верной Александрийской школе и преданию, не приняла Халкидонский Собор. Не принятия Халкидона связано с несоответствующими христологическими исповеданиями и взаимоисключающими понятиями апостольских преданий. Храня исповедание первых трех Вселенских Соборов и Кирилловской веры, Армянская Апостольская Церковь остерегалась опасностей идущих от халкидонской формулировки, ибо в ней видела скрытое несторианство.
Христология Восточных отцов очень проста - Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек. Божество и человечество соединены в единую природу неизменяемым, неслитным и нераздельным образом. Восточное богословие во Христе отвергает всякого рода разделение и двойственность. По канонам Армянской христологии "Одна природа" никогда не определялась в числительном значении, а воспринималась только в качестве термина "Единая природа". Един Христос - Воплощенное Слово, единая Богочеловеческая природа, единая ипостась, единое лицо, единая воля, единое действие. Разделенные природы, но соединенные ипостасью и лицом, со стороны Восточных отцов рассматриваются как унижение несказуемого таинства Богочеловека, а также как попытка превратить созерцательное исповедание веры в механизм восприимчивый для ума.
Христологические противоречия существовали на протяжении многих веков. Однако, в 1964г. в городе Орхусе (Дания) начался диалог между богословами православных и древневосточных ортодоксальных церквей, который продолжается и поныне. В процессе обсуждения стороны уже пришли к выводу, что Православные Церкви не являются диофизитскими, а Древневосточные, в том числе Армянская Церковь, не являются монофизитской.
Армянская Апостольская Святая Церковь была и является неотъемлемой частью "Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви" Христовой.

Духовный пастырь армян Волгограда
священник Малахия ОГАНЯН