Хор Вирап – национальное достояние и место паломничества армян, был построен на месте тюрьмы исторической столицы Армении Арташате. Здесь, в Вирапе (яме) Святой Григорий Лусаворич находился под пытками по приказу царя Трдата III. После провозглашения Христианства как государственной религии Армении храм был построен на месте тюрьмы, разрушенной арабами. В 642 году, католикос Нерсес II Строитель построил новый храм на месте рва. В XII-XIII в.в. Монастырь Хор Вирап превратился в важный религиозный и культурный центр. Здесь существовали школы с высочайшим уровнем образования. К XVII веку монастырь находится в обветшалом состоянии. Настоятель монастыря Вардапет Давид сооружает защитные стены и дополнительные сооружения вокруг комплекса в 1666-1669 г.г. Новый храм был построен в 1669 году. Храм Святой Богоматери – купольная зала, сооружен в центре комплекса, в последней четверти XVII века. Колокольня была добавлена к западной части в течение XIX столетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монастырь был основан в 976 году во время правления царя Ашота Багратуни II. Царица Хосровануш построила главный храм Святого Креста в 976-991 г.г. в честь долголетия и процветания ее сыновей Смбата и Гургена. Храм Святого Креста – купольный зал со скульптурным изображением князя Смбата и князя Гургена, держащих в руках модель храма, на восточной стене. Западной частью он примыкает к притвору (XIII в.), с двусводчатым перекрытием. Четырехколонный молитвенный зал был построен в 1257 г. настоятелем монастыря Амазаспом, расположенный с севера, имеет сводык куполу, невысокий барабан. Книгохранилище (XI в.) с двойным сводчатым перекрытием обращено к Востоку. Находящаяся в восточной части монастырского комплекса трехуровневая колокольня (1245) – прекрасный пример среди армянских конструкций этого типа. Трапезная монастыря, которое имеет два зала и двусводчатое перекрытие обращено к северу. Памятные монументы выбиты на всех монастырских стенах.
Три фамильных мавзолея (XIII в.) и хачкар «Аменапркич» размещенные у входа в храм Святого Креста (1273 г.) заслуживают особого внимания.
Храм Святого Креста имеет бесценные фрески 10 века на стенах внутри храма. Сцены Возведения на Трон Христа, Благовещения, Рождества, Крещения нарисованы на алтарной апсиде.
В период X-XI в.в. «ахпатская школа» обучала студентов в монастыре, создала большое число рукописей и являлась крупнейшей средневековой Армянской библиотекой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Он был образован Святым Григорием Просветителем в IV веке на месте языческого жертвенника. Монастырь был разрушен в X веке во время арабских захватов и турками-сельджуками в XII столетии. Прославлен как место хранения наконечника копья римского легионера, охранявшего Иисуса после Распятия. Гегард (копьё) – одно из главных реликвий Армянской Церкви.
Храм Святой Богоматери был построен (XII в.) который располагается на севере, вне монастырского комплекса, частично выбитый в скале сохранился. В XIII столетии монастырь находится под покровительством княгини Закарян. Главный храм монастыря – Катохике (Кафедральный) был построен в 1215 году. Крестово-купольный храм с ризницами в 4-х углах имеет орнаментированный скульптурой купол. Притвор имеет 4 пилона, сталактитовый потолок с открытым куполом возведенном в 1215-1225 г.г., примыкает к западной стороне храма.
Княгиня Прошян наследует монастырь в середине XIII века и Гегард привозят в монастырь для сохранения реликвии. Гегард («копьё» по-арм.) – наконечник копья римского солдата, которое использовалось для вонзания в тело Иисуса после Распятия на Кресте, дабы проверить жив ли распятый или мертв.
Монастырь стал крупным образовательным и культурным центром в XIII в. и «айриванская школа» основана в этот период. В течении второй четверти XIII века княгиня Прош построила первый выбитый в скале храм (по проекту архитектора Галдзага). Второй подобный храм и фамильный мавзолей были построены в 1283 году.
Изображения членов фамилии можно увидеть на высеченных фресках северной стороны мавзолея.
В 1288 г. князь Папак и княгиня Рузукан построили высеченную в скале колокольню.
Окружающие комплекс стены со связанными башнями были пристроены в XVII веке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расположенный в лесных склонах гор к северу от города Алаверди, Санаинский монастырь был учрежден в 966 году царем Ашотом III Милосердным. Монастырь стал духовным и административным центром царства и местом семейного мавзолея.
Главный храм Святого Всеспасителя (957-966) имеет внутри крестообразную форму с двухступенчатыми ризницами в каждом углу и купол. Восточная стена храма декорирована скульптурными изображениями царя Гургена, царя Смбата Багратуни, стоящих лицом к лицу и держащих модель храма в своих руках.
Храм Святой Богоматери (X век) и расположенная рядом Академия (XI век) – прекрасные образцы средневековой архитектуры Армении. Хранилище рукописей, построенное царицей Хрануш в 1063 г., располагается в северо-восточной части монастырского комплекса. Центрально-купольный храм Святого Григория (X век) находится за книгохранилищем.
Каждый притвор Санаинского монастыря имеет различный дизайн. Притвор храма Св. Всеспасителя, возведенный в 1181 году настоятелем монастыря, имеет четырехколонную симметричную структуру. Притвор храма Св. Богоматери (1211) своеобразен – это трехнефная базилика с двумя рядами по три колонны. Трехуровневая колокольня (XIII век) примыкает к базилике с севера.
Вход в монастырский комплекс служит так же мавзолеем царей (XI в.), княгини Закарян (XI в.) и семьи Аргутян (XIX в.).
Около пятидесяти хачкаров выбиты на стенах и установлены в пределах Сангаинского монастыря.
Одним из лучших образцов инженерной мысли средневековой Армении является санаинский мост, проложенный через реку Дебед (XII в.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедральный храм Святого Григория Просветителя был построен католикосом Нерсесом IV Строителем в 641-661 году на месте встречи Святого Григория Просветителя и царя Армении Трдата III Великого. Собор был разрушен в X веке и найден во время раскопок в начале XX столетия. Согласно реставратору и историку архитектуры Торосу Тораманяну, структура храма представляла новый, для традиционной армянской архитектуры стиль – центрально-купольный храм, круглый в плане, разделенный на три яруса по высоте, имеющие разный диаметр. Три апсиды нижнего яруса формировались рядами колонн, образуя галереи, в то время как восточная апсида - алтарная стена декорировалась фресками. Апсиды примыкали к четырем мощным колоннам-пилонам в центре, которые являлись главными несущими элементами сооружения, образуя крест. Колонны декорированы скульптурами орлов, в то время как ключевая тема в орнаменте стен – лоза винограда и гранат.
Кафедральный храм в Звартноце стал вершиной мастерства средневекового армянского искусства и оставил неизгладимый след в истории армянской храмовой архитектуре.