В Узбекистане 23-25 августа с пастырским визитом находился глава Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви Епископ Езрас Нерсисян.

Србазан посещал страну впервые и для армян Узбекистана это был долгожданная сердечная встреча. Сразу по прибытии Епископа принимали в Комитете по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан. Председатель Комитета О.Юсупов рассказал высокому гостю о духовной жизни в Узбекистане, о жизни верующих.

 

 

В ходе беседы обсуждались преобразования, проведенные за годы независимости, а также тенденции межрелигиозной и межнациональной толерантности, наблюдаемые в стране. В свою очередь епископ Езрас поблагодарил за теплый и радушный прием и высоко оценил то внимание, которое руководство страны уделяет вопросам духовности. Незабываемую встречу в столичной церкви Св.Филиппоса он начал с прочтения «Хайр мер», упомянул первого армянского Патриарха Григора Лусаворича, тот Свет Веры, который он с собой принес, ту дорогу к Храму, которую указал и по которой спустя века продолжают свой путь последователи и продолжатели традиции. По лучезарному лицу епископа было видно, что боль и радость всех пришедших на встречу с ним прихожан находят место в его сердце. Говорил о традициях Святой Армянской Апостольской Церкви, одной из древнейших в истории христианства, о проявлениях Веры, пронизывающей человека во всей его целостности и служащей основанием в его жизни, о необходимости сочетать слова с делами.

Что касается истории армянских поселений в Средней Азии, то их начало датируется второй половиной XIVв. Тогда по высочайшему повелению Амира Тимура в «столицу великих ханов», как называли летописцы средневековой Армении город Самарканд, было переселено множество армянских ремесленников-умельцев. Для них были созданы самые благоприятные условия, в т.ч. возведены армянские храмы, как объекты духовной жизни. Тем самым с помощью переселенных в регион армян-христиан, а также иудеев мудрый правитель обогащал и развивал созданное им государственное образование.

Вскоре после присоединения Средней Азии к России в 70-х годах XIX века по определенным экономическим, социальным и политическим причинам началось массовое переселение армян из Зангезура, Арцаха и областей Западной Армении на восток. Церковь, как и прежде, оставалась духовным стержнем национальной жизни спюрка в Туркестане. В конце ХIХ в. Католикос Мкртыч I Хримян своим кондаком благословил первую армянскую церковь во имя Пресвятой Богородицы в Самарканде. Храм был построен на средства купца Тадеоса Овсепяна. В начале ХХ в. на средства прихожан были построены церкви в Ташкенте, Андижане, Коканде и Бухаре. Они просуществовали до конца 1930-х гг., когда в Средней Азии не осталось ни одной армянской церкви и школы. Их имущество было конфисковано, а в соответствии с советской атеистической идеологией священников огульно обвинили в национализме, заставили отречься от духовного сана, и бросили в тюрьмы.

После обретения страной независимости произошло возрождение духовной жизни армянства Узбекистана. 20 августа 1995г. состоялось торжественное освящение церкви Св. Богородицы в Самарканде, а 12 января 2007г. церкви Св. Филиппоса в Ташкенте.

В настоящее время с учетом происходящих миграционных процессов в стране проживает от 30 до 50 тыс.армян. Однако, признаться, церковь бывает многолюдной лишь в дни праздников и, как следствие, происходит потеря национальных корней, религии и культуры. Современный мир изменился кардинально. Порой кажется, что истинные духовные ценности не просто подменены, а полностью изъяты из обращения.

А ведь, казалось бы, после крушения Союза и его несостоявшейся идеологии люди вместе с обретенной свободой должны были бы окунуться в свои родные истоки. Вместо этого они погрузились в эру недоверия и еще сильней отдалились от всего Духовного. Период недоверия сменился более спокойной и размеренной жизнью, и вместе с этим наступила пора равнодушия и безразличия. Сегодня страшнее всего не то, что люди не доверяют друг другу. Им все равно. Молодым все равно потому, что их, предоставленных самим себе в мире соблазнов, так воспитали (точнее, не воспитали); взрослым - потому что сомнения в их жизни сменились апатией. С другой стороны, ведь даже в совсем недалеком советском прошлом с его повсеместными религиозными запретами находились настоящие христиане. Об их вере никто не догадывался, но при этом все признавали, что перед ними человек, щедро дарящий свою любовь всем, кто встречается на его жизненном пути. Сегодня, когда, казалось бы, мы стали жить лучше, повсюду, вместо ожидаемого сострадания ощущается безразличие окружающих и встречаешь пустые глаза эмоционально опустошенной молодежи. Тут начинаешь задумываться: «А вдруг уже поздно?» «Бог всему судия. Дела говорят сами о людях», - напомнил епископ Езрас слова Писания. И добавил: «Безразличие изжить трудней, чем недоверие. Здесь нужны иные слова и аргументы, новая логика, и - главное - конкретные действия».

Србазан чрезвычайно прост в общении. Во внутреннем дворике у рукотворного памятного хачкара, одного из многих тысяч, установленных в Армении и диаспоре, он вспомнил историка Vв. Егише: «Христианство для армян – цвет кожи». Говорил, что первое прикосновение к многовековой и живой христианской традиции всегда становится потрясением, а обретенная вера непременно станет основой жизни. Она дает силы и вызывает обжигающее стремление поделиться радостью открытия со всеми, кто рядом. В настоящее время в ташкентской церкви Св.Филиппоса проводится реконструкция. Осмотрев место работ, искушенным взором внес свои рекомендации и уместно вспомнил ход строительства армянского храма в Москве на Трифоновской. Очевидцы нередко видят его в рабочей робе с инструментом в руках на объекте строительства. Отсюда близкие люди порой величают его прорабом. Скорое открытие храма, которому по масштабности нет равного в мире, безусловно, станет главным событием в жизни всей диаспоры. А по значимости он может быть сопоставим лишь с Кафедральным Собором Эчмиадзина, построенным в 303г. Обращаясь к настоятелю церкви Тер Гарнику Лорецяну, рекомендовал создать церковную школу, в которой детям будут преподавать армянский язык, познакомят с историей Армении, благочестивыми церковными традициями и вероучением, обучат искусству церковного песнопения шараканов и игре на народных музыкальных инструментах. Весь этот набор сохранения идентичности имеется в наличии в еще одном детище Србазана - московской церковной школе «Айордеац Тун», действующей с 2006г. Такие духовно-просветительские центры чрезвычайно важны для приобщения молодого поколения к многовековой культуре и традициям армянского народа и его церкви.  Как важно услышать слово Пастыря именно сегодня, когда человеческая природа фундаментально повреждена, когда зло все более одолевает в нашей жизни, когда люди перестают слышать друг друга, когда стена разобщения вырастает между любящими друг друга людьми. И армяне Узбекистана, встретившие Србазана Езраса в родной Церкви, услышали от него заветное слово: «Церковь - единственное место в жизни, где всегда ждут и любят. Бог есть Любовь, а совершенная любовь изгоняет любой страх. Пока нас хранит Бог, самобытность армянской нации не будет утрачена в диаспоре».

 

Георгий СААКОВ, главный редактор журнала армян Узбекистана «Депи Апага».